Фото: пресс-служба Национального центра «Россия»
Сотрудничество России и Южной Азии в области строительства железных дорог могло бы открыть новые торговые перспективы государствам без доступа к морю, позволить быстрее доставлять в Среднюю и Южную Азию товары из Европы и создать миллионы рабочих мест. Такое мнение высказал доцент кафедры международных отношений Федерального университета искусств, науки и техники Урду в Карачи Джаваид Фейсал, выступая 29 апреля на Открытом диалоге «Будущее мира. Новая платформа глобального роста» в Национальном центре «Россия».
Фейсал стал одним из конкурсантов трека «Инвестиции в связанность». Международная команда экспертов Открытого диалога получила 24 эссе от предпринимателей, ученых и студентов из различных стран и отобрала из них шесть лучших; их авторы получили право презентовать свои идеи на площадке НЦ «Россия». Среди остальных финалистов:
- исполнительный председатель Meta Economic Forum Баракат Родриго из Бразилии;
- основательница компании Xerxis Тадевос Меараф из Эфиопии;
- соучредитель NetX State Франсиско Туньес из Аргентины;
- директор по государственной политике и инновациям института «Миран» Фелипе Ориа из Бразилии;
- магистр в области компьютерной инженерии, гендиректор компании Fome de Tudo Лукас Шох.
«Моя идея в том, чтобы российские железные дороги в течение недели достигали наших портов, доставляя товары в Европу и из Европы. Это будет миллиардный рынок. Речь идет о коридоре «Север — Юг», который будет объединять Пакистан, Афганистан, Казахстан, Россию и Белоруссию. По сути, мы будем помогать странам, у которых нет выхода к морю, получить доступ к главным рынкам через наши порты — Гвадар и Карачи. Будут создаваться тысячи рабочих мест, мы будем перевозить миллионы контейнеров. И, конечно же, все страны, которые участвуют в этом проекте, будут испытывать рост благополучия», — убежден Фейсал.
«Экономика Центральной Азии с общей капитализацией $180 млрд сталкивается с изоляцией. Через Черное море сейчас тоже особо ничего не перевозят, и здесь торговля нарушена. По сути, торговля идет через три основных морских маршрута — это Малага, Суэцкий канал и Босфор. Сегодня у нас есть огромный потенциал региональной торговли, но при этом неэффективная логистика», — подчеркнул доктор философии.
Фейсал отметил, что сейчас доля Пакистана в региональном транзите — всего 0,3%: «Это возможности, которые мы упускаем, — заявил спикер. — Если Пакистан получит долю в 2%, то у нас будет комиссия за перевозки $300 млн в год. Это огромные суммы». Идея может быть интересна и России, которая из-за западных санкций ищет новые возможности, уверен он: так, она сможет поставлять товары на Ближний Восток и в Африку, минуя Босфор.
Единственным «узким местом» идеи является Афганистан: «не самая стабильная страна», добавил Фейсал. Однако такая дорога может сделать его «гораздо стабильнее», хотя в крайнем случае можно будет проложить ее и в обход.
Открытый диалог «Будущее мира. Новая платформа глобального роста» проходит в Национальном центре «Россия» 28–30 апреля. Проект посвящен формированию новой волны глобального экономического роста. На конкурс было направлено около 700 эссе из 102 стран мира, в нем принимают участие 24 эксперта.