Фото: Shutterstock

В конце прошлого года вступила в силу новая редакция закона о государственном социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере (ФЗ-189 от 13.07.2020). Документ, по сути, завершил апробацию инструмента соцзаказа в 38 регионах страны и позволяет с 2025 года применять его повсеместно.

«Теперь органы власти субъектов РФ самостоятельно принимают решения о применении социального заказа при организации оказания бюджетных услуг. Жители таких регионов получат качественную бюджетную услугу, а при использовании социального сертификата — самостоятельно выберут ее исполнителя», — сообщал Минфин РФ в феврале этого года.

Напомним, что механизм соцзаказа позволил задействовать в исполнении государственного соцзаказа некоммерческие организации (НКО), а также частный бизнес, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП). С 2020 года привлечение бизнеса к оказанию госуслуг в социальной сфере постепенно расширялось и апробировалось по таким направлениям, как образование, в том числе дополнительное, соцобслуживание (кроме стационарного), спортивная подготовка, содействие занятости населения, паллиативная медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, туризм, а также физкультурно-оздоровительные услуги, профилактика социально значимых заболеваний.

Закон о соцзаказе предусматривает два способа определения исполнителя госуслуг: конкурс или социальный сертификат, который выдается получателям услуг, а они, в свою очередь, сами выбирают исполнителя из регионального реестра. По первой схеме финансирование идет в рамках обычной бюджетной процедуры по линии «госзаказчик — исполнитель», поясняют в Министерстве финансов Красноярского края. Социальный сертификат или персонифицированное финансирование работают следующим образом: получателю той или иной услуги за счет бюджета выдается бумажный или электронный социальный сертификат, подтверждающий его соответствующее право. Гражданин сам выбирает исполнителя из списка, включенного в реестр аккредитованных поставщиков. Финансирование идет по линии «гражданин — исполнитель — государство». Деньги поступают поставщику услуги после подтверждения факта ее оказания. Это система оплаты «по факту», по реальному спросу.

Красноярский край стал одним из первых регионов, который ввел соцзаказ еще на этапе пилотного проекта. Четырехлетний опыт предоставления госуслуг с привлечением НКО и бизнеса показал свою эффективность, и регион продолжит оказывать соцуслуги в том числе с помощью частных организаций, отмечает вице-премьер правительства Красноярского края Владимир Бахарь. «В 2024 году в регионе механизмом соцзаказа в целом воспользовались более 46 тыс. человек. В реестр исполнителей включены 226 негосударственных организаций, а объем заключенных соглашений составил 1,3 млрд руб.», — отметил он.

В целом в пилотных регионах за предыдущие четыре года, по данным Минфина РФ, в результате внедрения конкурентных процедур доля негосударственных исполнителей, оказывающих бюджетные услуги, выросла в восемь раз. Количество соцзаказов в прошлом году достигло 1,9 тыс., услугами воспользовались 12,4 млн человек.

Насколько эффективным оказался инструмент соцзаказа

За время реализации пилотного проекта увеличилась удовлетворенность потребителей оказанными услугами, отмечает старший преподаватель кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Мельникова: «На это влияет и возросшее число компаний, предоставляющих услуги по соцзаказу (у потребителя есть возможность выбирать из большего числа организаций), и рост уровня сервиса, который улучшился за счет создавшейся конкуренции».

Так, согласно результатам исследования Финансового университета при правительстве РФ, проведенного в 2024 году среди более чем 46 тыс. получателей соцуслуг в 37 регионах, средняя оценка удовлетворенности населения составила 4,54 из 5 баллов. Наиболее высокие оценки получены в сфере социального обслуживания (4,64), туризма (4,57) и содействия занятости (4,56).

Наиболее применим социальный заказ оказался в сфере социального обслуживания (на дому) и в области школьного туризма, отмечает заместитель председателя комиссии «Опоры России» по социальному предпринимательству Алла Титова.

Одним из успешных примеров реализации соцзаказа в Красноярском крае, в частности, стала программа школьного туризма, говорят в региональном минфине. Организация отдыха: туров патриотической, научно-познавательной и экологической направленности с посещением уникальных природных объектов, памятников истории, культуры и архитектуры региона — для учащихся 5–9-х классов реализуется за счет краевого бюджета с 2022 года в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». За предыдущие два года социальным сертификатом на туристическую поездку воспользовались более 15 тыс. школьников, рассказали в правительстве края. Жители края также могут выбирать исполнителей сервисов соцобслуживания на дому, обучения женщин во время декретного отпуска и неработающих пенсионеров, допобразования детей, физкультурно-оздоровительных услуг для граждан старшего возраста. В этом году практику социального заказа в крае планируется расширить на сферу здравоохранения.

«Социальный заказ — это не просто новый инструмент, а качественный переход к гибкой и клиентоориентированной модели оказания услуг. Включение бизнеса и некоммерческих организаций в эту систему позволило повысить доступность и разнообразие социальных услуг в регионе. Результаты пилотного этапа подтверждают: когда появляется выбор, растет и качество», — подчеркивает Владимир Бахарь.

В целом сферу применения госсоцзаказа нужно расширять, считает Алла Титова: «В том числе на область психологической помощи, охраны социальных объектов, детских садов и школ, в частности инклюзивное обучение детей и людей с инвалидностью, обучение и переобучение уволенных в запас из силовых структур и их трудоустройство». Участие в таких сферах негосударственного сектора, по ее словам, позволит привлекать к решению сложных задач инструменты конкуренции.

В программу соцзаказа стоит включить услуги сиделки или помощника по уходу, считает Вера Нечаева, генеральный директор Комплексного центра социального обслуживания населения, компании — участника соцзаказа: «У лежачих больных не всегда есть родственники. Сиделки как профессиональные помощники по уходу могут обеспечить необходимую поддержку и заботу, что значительно улучшит качество жизни таких получателей услуг».

Социальный заказ открыл новые горизонты для многих, позволяя не только получать базовые услуги, но и пользоваться разнообразными дополнительными предложениями, отмечает Вера Нечаева: «Получатели социальных услуг могут рассчитывать на более качественное обслуживание и индивидуальный подход. Это не только повышает их удовлетворенность, но и способствует улучшению качества жизни».

Как соцзаказ влияет на развитие бизнеса

Эффективность механизма соцзаказа проявляется и в развитии социально направленного бизнеса, отмечает Анастасия Мельникова: «Растет количество компаний, участвующих в реализации социальных заказов, они получают дополнительный поток клиентов за счет бюджетных средств. Это особенно важно для некоторых регионов, где спрос на услуги значительно ниже, чем в столице». Например, в Красноярском крае, по ее словам, социальный заказ в сфере туризма повысил интерес потребителей к внутреннему туризму, способствовал увеличению потока клиентов для региональных туроператоров, а также тому, что высокий сезон для туристических компаний был продлен.

Механизм социального заказа предоставил бизнесу возможность не только оказывать качественные услуги по уходу на дому, но и компенсировать связанные с этим расходы, говорит индивидуальный предприниматель из Красноярского края, основатель центра социальной помощи «Забота» Анна Фокина: «Это обеспечило финансовую стабильность и позволило планировать дальнейшее развитие. Мы смогли расширить географию предоставления услуг и адаптировать их под нужды большего числа людей».

Выросли доверие клиентов и клиентская база в целом, говорит Анна Фокина: «Мы теперь можем предлагать более широкий спектр услуг, ориентированных на реальные потребности населения, что делает нашу работу более эффективной и значимой для общества».

Соцзаказ — обоюдовыгодный инструмент для государства и бизнеса, говорят в Корпорации МСП: такой механизм усиливает конкуренцию в отрасли и стимулирует повышение качества услуг, в итоге государство и конечный потребитель получают возможность выбора исполнителя. Бизнес получает дополнительных потребителей и гарантию оплаты оказанных услуг по расценкам, которые предусмотрены за оказание услуг муниципальными или госучреждениями. Это обеспечивает бизнесу дополнительный источник пополнения оборотных средств.

Однако рынку еще предстоит оценить опыт участия бизнеса в социальном заказе: насколько сложным был вход в эту сферу, мешали ли административные барьеры, вопросы рыночности предлагаемых тарифов.

В целом активность бизнеса в социальной сфере, в отличие от НКО, которые используют грантовую поддержку, невысокая, отмечает Алла Титова: «Бизнес сам должен выстраивать эффективную работу за счет выручки, которая в социальной сфере приходит от социально уязвимых слоев населения, доходность которых невысокая». Поэтому именно государство, считает эксперт, должно компенсировать этот разрыв до рыночной стоимости и рентабельности услуги.

Бизнес при этом наиболее эффективен в развитии современных технологических и организационных решений, необходимых в соцсекторе, говорит Алла Титова. Поэтому, по ее словам, государству нужно сделать рынок социальных услуг привлекательным для бизнеса как для социальной лаборатории инноваций — за счет субсидирования обучения персонала, покупки высокотехнологичного оборудования и предоставления помещений необходимого качества с последующим выкупом. «Такой путь позволит значительно повысить объем и качество государственных социальных услуг», — считают в «Опоре России».

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *